Информационным поводом для демонстрации компанией Sony производства дисков стал выпуск первых трехмерных фильмов на Blu-ray. Впрочем, это именно повод, а не причина, никаких технологических отличий между "обычным" Blu-ray и Blu-ray 3D нет - сами диски совершенно одинаковые, производятся абсолютно идентичным способом.
Вся разница лишь в кодировании информации. Если файлы обычного Blu-ray содержат лишь однопоточную, "плоскую" картинку, то на Blu-ray 3D записывается сразу два видеопотока. Что любопытно, это вовсе не "левый" и "правый" каналы, как в классическом музыкальном стерео. Подход более похож на то, что в мире MP3 и иных примкнувших к нему музыкальных форматов называется joint stereo.
Основная информация об изображении содержится в главном потоке - по умолчанию был выбран тот, который предназначен для левого глаза. И он же является единственным рабочим в том случае, если Blu-ray 3D воспроизводится на системе, не поддерживающей отображение 3D-контента - таким образом обеспечивается обратная совместимость.
Для получения "правых" кадров используется второстепенный поток, в котором кодируется не сама "правая" картинка, а разница между "левой" и "правой". Эта разница обычно относительно невелика, а иногда и вовсе равна нулю - к примеру, для таких условно плоских объектов, как небо. Использование такого подхода позволяет сократить объем информации. Собственно, joint stereo было придумано именно для этого.
Однако, как заверяют технари Sony, экономия в данном случае достигается без потерь качества. То есть любая, хотя бы малейшая разница между правым и левым кадрами, обязательно будет закодирована во вспомогательном потоке, а снижение объема файла осуществляется только в тех случаях, когда разницы нет вообще.
Итак, как было сказано выше, изготовление Blu-ray 3D полностью идентично изготовлению обычных Blu-ray, производство которых, в свою очередь, крайне близко к изготовлению DVD- и CD-дисков с некоторыми, правда, нюансами. Однако наверняка не все знают, как это происходит, поэтому имеет смысл рассказать об этом подробнее.
Как делаются лазерные диски. Теория
Технологии, считающиеся современными, сложными и даже, извините, инновационными, зачастую представляют собой лишь дополнительные "навороты" поверх чего-нибудь очень-очень старого. Атомные электростанции? По своей сути, они недалеко ушли от парового котла. Небоскребы? Их стали строить задолго до начала XX века - просто тогда люди называли их мавзолеями или соборами.
А любой лазерный диск работает примерно так же, как старомодная грампластинка. И производится очень похоже, но, конечно же, с поправкой на современные требования к плотности записи, скорости передачи информации и, возможно, это самое важное - себестоимости одной копии.
Первый этап перевода неосязаемого контента во вполне себе физическую форму компакт-диска - изготовление эталона и прародителя для всех последующих штампов - мастер-диска. Основой мастер-диска является безупречно отполированная, тщательно вычищенная стеклянная пластина. Далее возможны два варианта.
Первый: на пластину наносится слой фоторезиста - вещества, чувствительного к свету. В фоторезисте с помощью лазера "прожигается" информация - происходит это примерно так же, как в обычном записывающем оптическом приводе. Используемый в CD-болванках фталоцианин под воздействием лазера из прозрачного становится непрозрачным. Фоторезист ведет себя иначе - он либо становится устойчивым к растворителю (негативный фоторезист), либо, напротив, чувствительным к нему (позитивный фоторезист).
В случае с негативным фоторезистом лазером обрабатываются те участки, которым предстоит стать "лендами", выпуклыми областями. В случае с позитивным - наборот, обрабатываются "питы", то есть углубления. Далее, под воздействием растворителя, "лишняя" часть фоторезиста смывается с пластины - остается лишь та часть вещества, в которой, собственно, и содержится информация.
оригинал: http://www.3dnews.ru/editorial/Blu-ray-3D-reportazh-s-fabriki-Sony
продолжение ниже)